Астрономы обнаружили следы мощного выброса энергии в скоплении Змееносца

В 2016 г. рентгеновский телескоп Chandra сфотографировал сверхскопление в созвездии Змееносца — крупный галактический кластер, расположенный на расстоянии 390 млн световых лет от Млечного пути. Изучив сделанные обсерваторией снимки, астрономы обнаружили, что распределение газа в центре скопления характеризуется вогнутым краем, на котором наблюдается резкий перепад плотности.

Астрономы обнаружили следы мощного выброса энергии в скоплении ЗмееносцаСверхскопление Змееносца. Источник: X-ray: Chandra: NASA/CXC/NRL/S. Giacintucci, et al., XMM-Newton: ESA/XMM-Newton; Radio: NCRA/TIFR/GMRT; Infrared: 2MASS/UMass/IPAC-Caltech/NASA/NSF

Ранее астрономы находили подобные структуры в центре других скоплений. Как правило, их происхождение связывалось с активностью центральных сверхмассивных черных дыр. Хотя такие объекты в первую очередь ассоциируются с поглощение материала, они также часто извергают огромное количество энергии и вещества посредством джетов, формирующихся в результате взаимодействия их магнитных полей с окружающим аккреционным диском.

Но в случае со сверхскоплением Змееносца астрономы изначально пришли к выводу, что подобный сценарий крайне маловероятен. Все дело в размерах найденной структуры. Она расположена на расстоянии 1,8 млн световых лет от центра скопления, ее диаметр составляет 1,5 млн км. Расчеты показали, что для ее формирования потребовалось бы в пять раз больше энергии, чем у наиболее мощной известной вспышки, произведенной черной дырой.

Астрономы обнаружили следы мощного выброса энергии в скоплении Змееносца

Сверхскопление Змееносца (аннотированная версия). Источник: X-ray: Chandra: NASA/CXC/NRL/S. Giacintucci, et al., XMM-Newton: ESA/XMM-Newton; Radio: NCRA/TIFR/GMRT; Infrared: 2MASS/UMass/IPAC-Caltech/NASA/NSF

Астрономы обнаружили следы мощного выброса энергии в скоплении Змееносца

Изображения сверхскопления Змееносца, сделанные XMM-Newton. Источник: Giacintucci et al. / The Astrophysical Journal, 2020

Астрономы обнаружили следы мощного выброса энергии в скоплении Змееносца

Изображения сверхскопления Змееносца, сделанные в радиодиапазоне. Источник: Giacintucci et al. / The Astrophysical Journal, 2020

Однако в ходе изучения новых данных, собранных спутником XMM-Newton, и радиотелескопами MWA и GMR, ученые пересмотрели свое мнение. Анализ показал, что в прошлом сверхскопление Змееносца действительно пережило мощную вспышку, вызванную активностью сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре одной из галактик. Событие произошло как минимум 240 млн лет назад. По словам ученых, на данный момент это мощнейший известный выброс энергии со времен Большого взрыва.

По материалам: https://www.nasa.gov