Исследователи ломают голову над «жгучим аппетитом» черной дыры

Никогда еще черная дыра Стрелец А* (Sagittarius A*) в Млечном Пути не была ярче, чем 13 мая 2019 года. Но исследователи до сих пор не понимают, почему.

Исследователи ломают голову над "жгучим аппетитом" черной дыры

Центральная черная дыра Млечного Пути продолжает загадывать астрономам загадки. © NASA

Черная дыра Стрелец A* (Sgr A *) в самом центре Млечного Пути обычно, несмотря на свои гигантские размеры, ничем не примечательна и темна. Однако почти год назад она внезапно стала необычайно яркой.

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) наблюдали в мае прошлого года вспышку Sgr A*, когда она засияла вдвое ярче, чем за последние 24 года, на протяжении которых эта черная дыра наблюдалась астрономами. Туан До, автор текущего исследования, которое было опубликовано в специализированном журнале Astrophysical Journal Letter, поначалу предположил, что на кадрах была зафиксирована звезда S0-2. Но на самом деле «главным героем» здесь оказалась центральная галактическая черная дыра Sgr A*.

На самом деле черная дыра сама по себе не видна, но при этом видна материя, которая движется вокруг этой черной дыры. Эта материя засасывается, нагревается и становится яркой, прежде чем попасть на так называемый горизонт событий. Там материя окончательно затягивается гравитацией черной дыры и исчезает в ее недрах. А так как свечение в этот раз оказалось особо ярким, исследователи предполагают, что черная дыра тогда «сожрала» особо много материи.

«Большая праздничная трапеза»

«Мы не знаем, что вызвало эту «большую жратву», — говорит исследователь UCLA Андреа Гез. Но большой вопрос заключается в том, входит ли Sgr A* в новую фазу, добавляет ее коллега Марк Моррис. По словам ученых, вспышка также может быть связана и со звездой S0-2, которая в 2018 году выпустила огромное количество газа, которое позже достигло Sgr A*. Нельзя также исключать, что черная дыра проглотила при этом астероиды и сгустки межзвездного газа.

Еще одна теория состоит в том, что небесное тело под названием G2 — предположительно, две двойные звезды — приблизилось к черной дыре в 2014 году и потеряло при этом свою внешнюю оболочку.  При этом, по словам исследователей, никакой опасности от вспышки Sgr A* нет. То есть радиация реально угрожала бы нашей планете, если бы она была как минимум в десять миллиардов раз сильнее.

Источник: kosmos-x.net.ru